Diving Guide - New dive:

Expedition details

Вернуться на дайвсайт

Дата поездки: 30.04.2011
Автор:
Оценка: 4
Посреди старой шведской дороги, между Ludvika и Borlange, находится деревня Tuna Hastberg, красиво расположенная на холме, с прекрасным видом на окружающие горы и озера. Истоки деревни можно смело проследить в Средневековье. Первые записи о поселенцах в эти окрестности из Карелии известны с первой половины 1400-х годов. Расцвет же поселка произошел в 40-е годы прошлого века, во времена Второй Мировой Войны. Руда здесь с высоким содержанием марганца, что хорошо подходит для производства оружия. Выработка в это десятилетие велась с доставкой напрямую на литейные заводы в Domnarvet. В течении этого срока были построены две шахты и две канатные дороги для вывоза руды и отходов. В конце 60х годов XX века выработки уменьшились, а в 1968 году шахту закрыли, хотя руды было еще достаточно. Годом ранее директор шахты докладывал, что добыча будет длиться не менее 100 лет, но в Домнарвете была разработана новая шахта, и добыча из шахты в Хастберге сочтена нецелесообразной. Изъятие железа из этих земель проходило почти 600 лет.
    Представляете что они там накопали?
    А что произошло после того как рудники заполнили грунтовые воды?
    Правильно!
    Пришли кэйв-дайверы ! =)
    Daniel Karlsson, Nicklas Myrin начали исследование шахты в 1998 году. Для этих целей было образовано содружество Baggbodykarnas.
    Два года работы было затрачено ребятами только для постройки деревянной лестницы до первого незатопленного уровня перед водой - 80 метров ниже уровня земли, 100 метров ступенек. Дальше было восстановление канатной дороги для доставки и подъема снаряжения, проведение электричества и освещения, установка стационарного компрессора, обустройство бытовых помещений, установка лебедки для спуска снаряжения с пяти метров горизонтального прохода на платформу находящуюся непосредственно в воде, под водой на шести метрах соорудили декокомнату, выжав воздухом воду... Да конечно вал работ, о которых могут рассказать только сами участники. Параллельно велись исследования сухой части, прокладывание ходовиков в подводной. У ребят далеко идущие планы и большие амбиции - сделать эту шахту крупным туристическим центром в Швеции, как для скалолазов и дайверов, так и для обычных людей. Что им уже удалось - сюда приезжают из многих стран: спелеологи полазить по стенам и сосулькам, кэйв-дайверы пошариться по коридорам и машинным отделениям, туристы поглазеть на то что не скрыто, да на яркое лазерное шоу.
    Начну о своих впечатлениях с мокрой части, непосредственно после погрузки. Картографированием ребята не занимались, но оно им и не надо, с какого то года в Швеции любая шахта была обязана иметь подробную схему со всеми ходами, у ребят такая есть, послойная, в электронном виде. А прохождение до нескольких развязок они рисовали по памяти на меловой доске, где и мы записывали свой примерный маршрут, время входа и выхода из воды.
    Видимость наверное метров тридцать-сорок, пока не упрется луч фонаря в стену. Выработка велась не горизонтально, а под сорок пять градусов, с оставлением промежуточных опор, и каждые сорок метров вертикали сеть основных транспортных ходов. Ходовики проложены с Т образными пересечениями, стрелки стоят не везде, множество "паучьих" развязок. Так что тут даже фан кэйв-дайвинг требует работы мозгом, и руками для расстановки своих кукисов. Прыжки в этот раз не совершали, ребята тут наставили столько ходовиков, что было что посмотреть и так, тем более все самое интересное на уровне сорока метров, где на открытом цикле, на воздухе, не так долго то и походишь, декообязательства вытолкнут наверх.
    Походу очень интересно, мало того, что залы большие, (порода крепкая) блестят и переливаются в лучах фонаря, черно-серебряным, этаким перцем с солью, так еще много и всякого рода построек да артефактов - железные лесенки, рельсы, тележки, воздушные (ныне подводные) мосты, люки, машины, приспособления. Все стоит без значимого налета силта. Намутить в таких залах можно, но только по большой небрежности. На сороках метрах находиться и главная щитовая, что на фотках.
    Есть уровень и на двадцати метрах, то же интересен в проходе, длинный и менее индустриальный, а "пещерный", т.к. на нем не расположены механизмы. Он приводит в другую открытую часть шахты, которую ребята назвали Индиана Джонс, с висячими мостками над водой и большими галереями. Сухая часть здесь хорошо освещена цветными прожекторами для туристов, что в свою очередь и засвечивает красивую подводную, где те же, но уже затопленные, мостки и деревянные строения. Однако вода тут холодней всего +2С, видимо близко источники, не на шутку замерз.
    Любезно провели нам и сухой дайв по шахте, с рассказом каким образом здесь в разное время добывали руду, сконфуженно о работе на фашистскую Германию, показали стены и залы, где есть чем заняться альпинистам, мастерски провел нас гид по сорока пяти градусным плоскостям между основными горизонтами, объяснил работу механизмов, распространенные методы добывания породы в разные времена. Сухой дайв, как и мокрые занял час-полтора.
    Теперь немного об организационно-технической части нашего паломничества. Добирались ночь машинами с Питера до Турку, где грузились на паром и день до Стокгольма. Часа три занимает переезд из порта прибытия до Туна Хастберг, где Николас с Дангиэлем предоставили нам жилье в ныне неработающей местной школе. В школе было все - спортзал, где мы спали, кухня, где готовили, учебный класс, где ели и санузел с душевой, оборудованные под все нужды, включая приспособы для инвалидов. До шахты один километр, который мы преодолевали так же поутру на своих машинах. Далее логистика проста - все снаряжение в электровагонетку, доставляющую оное на уровень в минус восемьдесят метров, а сами по вышеописанной деревянной лестнице пешком, считая ступеньки. Тут пересыпаем доставленный родной хабар в тележки, а уже на них докатываем до площадки, что возле лебедки, собираем спарки и на тросе спускаем вниз. Переодеваемся в сухари и обратно рядом, в приспособленном для этого помещении, с длинными лавками, большим столом, изрядным количеством электропечек, и достаточным количеством кухонных приборов. Здесь же питаемся и проводим время между погружениями.
    Воздух, кислород, гелий и их смеси подаются из компрессорной непосредственно на нижнюю деку - поднимать баллоны не надо, тут вам не Орда, да и самим подниматься не надо, все для жизни есть. Так проходит три дайва, после которых мы, отдохнув часик, преодолеваем сто ступенек к земной поверхности, и в школу, на заслуженный отдых, в спортзал =).
    Два дня и пять дайвов проскочили незаметно. Да, забыл упомянуть, шахта для Николаса и Даниэля это хобби, которым они занимаются свободное от работы время. Соответственно и погрузиться здесь можно либо в выходные, либо когда у ребят отпуск. Деньги же за проживание, погружения, воздух ребята полностью расходуют на оборудование шахт. Надеюсь что их планы сбудутся, и у них будет известный европейский пещерный дайв-сайт. Как сбудутся и мои, еще не один раз посетить эту доброжелательную железную майну =)
P4302358.JPG
02.02.2012
(votes: 3, rating: 3.56)
Views: 1942
Щитовая
P4302352.JPG
11.05.2011
(votes: 2, rating: 3.44)
Views: 2035
Tuna-Hдstberg
P4302517.JPG
02.02.2012
(votes: 2, rating: 3.44)
Views: 1997
Переход
P4302464.JPG
02.02.2012
(votes: 2, rating: 3.35)
Views: 1924
Железный провал
P4302494.JPG
02.02.2012
(votes: 1, rating: 3.3)
Views: 2017
Здесь добывалась руда
P4302330.JPG
11.05.2011
(votes: 1, rating: 3.2)
Views: 1921
Tuna-Hдstberg
P4302335.JPG
11.05.2011
(votes: 1, rating: 3.2)
Views: 2086
Tuna-Hдstberg
P4302406.JPG
11.05.2011
(no votes)
Views: 2077
Tuna-Hдstberg
P4302334.JPG
11.05.2011
(no votes)
Views: 1933
Tuna-Hдstberg
P4302349.JPG
11.05.2011
(no votes)
Views: 1979
Tuna-Hдstberg
© DivePlanet 2022