Подводное фото - NEW
Подводное фото недели
Наземное фото недели
Случайное фото
Поиск по сайту

Тесты дайвинг оборудования. №1 - Крыло или жилет

Есть несколько извечных тем, с завидной регулярностью волнующих умы дайверов, и взрывающих пространства кибер-дайвинга в мировой паутине. Один из них – что лучше, крыло или жилет? Удивительно, что обсуждая такой невинный, на первый взгляд, вопрос, оппоненты подчас переходят грани дозволенного в пылу спора. Если же не вдаваться в выяснения отношений, а попытаться проанализировать позиции сторон конфликта, то можно найти несколько доводов:

- крыло удобнее (по словам сторонников крыльев);
- жилет удобнее новичку (контраргумент сторонников жилетов)

Очевидно, что эти заявления являются практически взаимоисключающими. Но вот дальше становится интереснее:
- крыло кладёт дайвера на поверхности лицом на воду;
- жилет удерживает дайвера на поверхности в вертикальном положении. Это сильно увеличивает безопасность BCD, так как у дайвера в бессознательном состоянии больше шансов не захлебнуться;
- крыло компактнее и меньше весит;
- в крыле проще выдерживать горизонтальное положение тушки; 
 
Мы решили выяснить для себя, кто же прав в этом нескончаемом споре, и проверить правомерность этих утверждений. Для этого мы провели тест нескольких компенсаторов плавучести типа “жилет” и “крыло” на разношёрстной группе тест-дайверов.

Условия теста

В первую очередь нас интересовало, как будут воспринимать компенсаторы дайверы с различным опытом, поэтому в тестовую группу взяли людей разной квалификации, от начинающего OWD до технического ребризер-тримикс-кейв-дайвера. Честно говоря, последний нужен был скорее для статистики. С самого начала ожидалось, что человеку, имеющему хорошую техническую подготовку вообще без разницы в чём нырять. Практика подтвердила это предположение. В промежутке между двумя крайностями находились опытный AOWD с большим наныром и тримикс-кэйв дайвер с 600 погружениями.

В список тестируемого оборудования попало несколько недорогих жилетов разных производителей, крылья с мягкой спинкой, и, в качестве тяжёлой артиллерии, стальные спинки с 94 lbs забандаженным крылом от OMS. (Поймите нас правильно, мы вовсе не сторонники “технарской” крутости в рекреационном дайвинге. Скорее наоборот. Большинство из нас считает, что подобный выбор не является разумным для любования морскими красотами на 20 метрах. Но ведь все мы видели OWD в такой снаряге   с одним баллоном. Поэтому нам было интересно, как покажет себя большое крыло при сравнении с менее раздувающимися собратьями)

Так как большую часть снаряжения участники приволокли из своих чуланчиков,  и были хорошо знакомы с его особенностями, то было решено, что никто не тестирует собственное оборудование.

В программу тестов входили упражнения и замеры:

Замер расстояния от рта дайвера до поверхности воды в максимально надутом состоянии (BCD, а не дайвера).
Конечно, мы знаем, что этот параметр напрямую зависит от размера камеры компенсатора. Но нам было интересно увидеть цифры.

Заплыв по периметру бассейна с изменениями положения тела

Ну, естественно, у кого это получается. Этот пункт программы, с одной стороны, давал возможность немного привыкнуть к  компенсатору, с другой стороны за это время можно было попробовать различные позы, начиная от любимой позы морского конька, заканчивая правильным горизонтальным тримом.

Маятник

Удержание горизонтали на 4-х метрах  у стенки бассейна и в  “толще” воды.
Учитывая, что развлекались мы в плохо освещённом бассейне РГУФК’а во второй половине дня, когда сумрак окутывает подводную часть, задача не такая уж и лёгкая, как кажется на первый взгляд. Действовать приходилось, исключительно ориентируясь на приборы. Но приборы были не у всех.

Снимание BCD на поверхности воды


С этой необходимостью сталкивались все, кого когда-либо забирал зодиак.

Список тестируемого оборудования:
- жилеты (разные)
- подвеска OMS IQ с крылом OMS 32 lbs
- подвеска и крыло Deep Outdoors Serentiny
- крыло Halcyon Pioneer
- стальная спинка Halcyon
- крыло OMS 94 lbs

Отчёты тестовой группы

Аня Т. , OWD, кол-во погружений – менее 40.

Мой предыдущий опыт погружений связан только с жилетом, как правило, прокатным. Тест был интересен с точки зрения возможности опробовать несколько вариантов нового оборудования в удобных условиях - в бассейне все-таки отсутствует течение, профиль дна известен и достаточно времени, чтобы составить мнение :).

Тестируемый жилет не вызвал новых ощущений, все, как и при погружениях на открытой воде:
- крутит под водой, при выполнении fin pivot (зависания) слегка «колбасит» вверх-вниз;
- создает дополнительное сопротивление движению, тем самым снижает скорость;
- очень сильно обжимает по бокам в максимально надутом состоянии и серьезно сковывает движения.
Вывод: не отличается особым комфортом, не учитывает особенности женского тела, Однако, ко всему можно привыкнуть, тем более учитывая мой незначительный опыт.

Технические «крылья» стали открытием в плане удобства:
- выполнение упражнений далось с особой легкостью (не было проблем с плавучестью и зависанием), легко было удерживать положение тела на любой глубине;
- не требовалось дополнительного времени, чтобы привыкнуть к новому оборудованию – одела и поплыла);
- ощутимая разница в свободе движений: ничего не мешает рукам, хорошая обтекаемость и маневренность,
- при максимально надутом состоянии на поверхности не создает никакого дискомфорта, вертикальное положение удерживается без особых усилий.

Единственное «против» - не совсем удобная модель для сборки, без дополнительной помощи сложно сразу правильно надеть. Хотя, думаю, это приходит с опытом.
Вывод: при альтернативном выборе между жилетом и крылом однозначно предпочту крыло. Насчет спинки - вопрос пока открытый :)

Алик Раш, Rescue PADI,  кол-во дайвов > 250

Первый тестируемый экземпляр - жилет Beuchat Masterlift Club - наиболее "бюджетная" модель, плотностью 420 DEN, количество грузов - 2 кг на поясе.
Основную свою задачу жилет, конечно, выполняет, но особого комфорта, а тем более удовольствия от плавания в нём я не испытал. Несмотря на подходящий размер и затяжку всех ремней, баллон всё равно ощутимо "болтался" на спине, что крайне некомфортно. Инфлятор также показался мне крайне неудобным.
Одевать-снимать данный жилет на поверхности и в воде вполне удобно, на полностью надутом жилете никакого "макания" лицом в воду не наблюдалось.

Второй экземляр - крыло OMS.
"Подкова" 14л. на мягкой подвеске IQ system, кордура 1000 DEN, количество грузов - 2 кг на поясе.
По сравнению с предыдущим вариантом - исключительно комфортный и удобный "компенсатор"
Подвеска регулируется очень просто и удобно, баллон прекрасно фиксируется и не доставляет никакого дискомфорта, несмотря на отсутствие жёсткой спинки. Добротность и качество чувствуется во всём, а вся "система" легко и просто собирается в течение нескольких минут.
В воде, на полностью надутом крыле и двух грузах на поясе спереди чуть ниже живота, начинает ощутимо заваливать лицом в воду. При передвижении грузов по поясу за спину эффект "мокания" полностью пропадает - конечно, этот факт давно всем известен, но мы лишний раз проверили эту особенность "развесовки" крыла.
Под водой данный вариант зарекомендовал себя прекрасно - никакого дискомфорта и вместе с тем, отличная фиксация на теле и подгонка по фигуре, удобное плавание как горизонтально, так и спиной вперёд, удобный и удачно расположенный инфлятор, удачно расположенные D-кольца для крепления доп.оборудования ( в нашем варианте - октопус и консоль ).
Снятие на поверхности тоже очень удобно.

Третий экземпляр - крыло OMS 94 lbs на стальной спинке Halcyon с моностропой, количество грузов - 0.
Несколько непривычно одевать эту конструкцию из-за отсутствия регулируемых плечевых ремней, но особых проблем это не доставляет. Эффект "макания лицом"  на поверхности полностью отсутствует - устойчивее вертикальное положение.
Под водой всё удобно, за исключением одного фактора - при неподвижном горизонтальном зависе тело начинает разворачивать вокруг своей оси до положения "животом вверх" - оно и понятно - все грузы за спиной.
Естественно, вся "конструкция" жестко фиксируется на теле, а отсутствие широких и мягких плечевых "лямок" дискомфорта не вызывает. Аналогично предыдущей системе, удобно плавать как горизонтально, так и спиной вперёд. Снятие оборудования в воде также никаких неудобств не доставило.

В общем, подведя небольшой итог, можно сказать, что по удобству использования для рекреационной ныряки, на мой взгляд, из всего протестированного, больше всего походит "система" на базе OMS IQ ( или Dive Rite Trans Paс ). Для рядового дайвера - это "привычные" плечевые ремни с разъёмами и быстрой регулировкой, плюс возможность быстрой подгонки по фигуре и удобный брасовый ремень с разъёмом.  Вся "система" обладает малым весом и займет немного места, что крайне важно при перелёте. Про то, что это модульная конструкция, где дайвер может менять воздушную камера крыла и использовать стальную\алюминиевую спинку, в зависимости от поставленных задач, мы даже не говорим.

Андрей Рянский. TDI Adv. Trimix, IANTD cave diver, кол-во дайвов  - 600+

Комплект №1 - "Обычный BCD" - TUSA Liberator
Компактный, недорогой, лёгкий, удобный для одевания/снятия. Все упражнения выполнены без проблем, при удержании горизонтали еле заметно подрабатывал ластами, для горизонтали необходимо немного напрягать спину, на поверхности при поддуве быстро и ощутимо стягивает грудную клетку
Комплект №2 - Стальная спинка Хальцион и его же крыло Пионер
Никакого переворачивания на поверхности, снимается легко и быстро. Под водой устойчиво горизонтален, легко оставаться совершенно неподвижным в любом положении. Маятник выполняется легко - при условии небольшой отрицательной плавучести. При подгонке плавучести "в ноль" при вдохе медленно всплываешь полностью горизонтально.

Сергей Долотов  TDI Adv. Trimix, IANTD cave diver, SCR
 
На тестах мне достался классический жилет из бюджетной категории,
любимая многими OMS-овская "надувная лодка" (двухинфляторное крыло 94
lb с бандажами) на алюминиевой спинке с моностропой и однобалонное
крылышко OMS на подвеске IQ. Все тесты проходили со стальным
12-литровым баллоном, в мокрой 7-ке, без грузов.
Отмечу только те моменты, которые выбивались из общего ряда
комфортных, в целом, ощущений.
Жилет:
- чтобы держать классический горизонтальный трим, приходится
очень сильно прогибать спину, уже через пару минут возникает ощутимый
дискомфорт в мышцах спины и пояснице
- сложно зависать в произвольном положении, тело стремиться
развернуться или животом, или спиной вниз
- на поверхности в полностью расслабленом состоянии (имитация потери
сознания) кладет лицом в воду
- сопротивление при интенсивной работе ластами выше, чем у
однобалонного крыла.
Однобалонное крыло:
- чтобы держать классический горизонтальный трим никаких усилий
прикладывать не приходится
- зависать в произвольном положении легко, стабилизация положения
моментальная.
- на поверхности в полностью расслабленном состоянии (имитация потери
сознания) кладет лицом в воду
- сопротивление при интенсивной работе ластами самое минимальное.
Спарочное забандаженное крыло:
- чтобы держать классический горизонтальный трим никаких усилий
прикладывать не приходится
- зависать в произвольном положении легко, но ощущается некая
инертность, то есть стабилизация положения возникает не сразу
- на поверхности в полностью расслабленном состоянии (имитация потери
сознания) кладет на спину
- сопротивление при интенсивной работе ластами выше, чем у
однобалонного крыла.


Замеры расстояния до поверхности воды [см]

              Жилет  крыло рекр-е  крыло 94 lbs

OWD        8         8

Rescue     10       12

Tech 1      11       11

Tech 2       12      13                16


Замечания и наблюдения тренера на бортике

Важно, что впечатления вех дайверов, принявших участие в тесте, практически совпали. Разногласия наблюдаются только в небольших нюнсах. Правда некоторых дайверов заметно сильнее “колбасило”  в жилтах, да и время адаптации к жилетам у всех было больше.

Отмечу, правда, что у нашего тримикс-ребризер-кейв дайвера были некоторые проблемы с одеванием жилета и поиском варианта крепления длинного шланга. Видимо давно товарищ не держал в руках классику.

Ещё один интересный момент – технические дайверы жаловались на небольшие сложности с горизонтальным тримом в жилете. Конечно, именно к этому положению тела, а не к позе морского конька необходимо стремиться, но, боюсь, что немногие OWD будут столь тщательно отслеживать положение тела. Если же их стремления будут аналогичны  нашим технарям, то, боюсь, жилет – не их выбор. 

При проведении тестов с одним из дайверов мы провели ещё один “замер”.  Сергей Долотов изображал потерявшего сознание дайвера, а мы с интересом наблюдали, как и куда его положит на воду. Был развенчан главный миф о жилете – Сергей очень быстро оказался лицом на воде. Так что в плане безопасности жилет не лучше своих собратьев. Маленькие крылья показали точно такой же результат. А вот “брачная” лодка – большое крыло - уверенно положила дайвера на спину. Всё же лучше, чем физиономией в воду.

Подведём итог

Основные Выводы:
- Крыло комфортабельнее жилета, придаёт правильную позицию, даёт большую скорость и маневренность;
- При правильном подборе грузов оно не кладёт дайвера лицом на воду;
- Компактное крыло с мягкой подвеской легче и занимает меньше места, по сравнению с жилетом;
- Стальная спинка не вызывает дискомфорта, но даёт лучшую сбалансированность
- Большое крыло снижает скорость движения и маневренность

Как это ни грустно, но жилет проиграл по многим пунктам. В чём же жилет лучше? Ответ прост – бюджетные варианты жилетов могут быть существенно дешевле крыла. Если ваш бюджет на покупку компенсатора ограничивается суммой в 450 долларов, то жилет – ваш выбор. И выбор неплохой – сегодня даже недорогие варианты жилетов достаточно надёжны, их конструкции отработаны за долгие годы выпуска. И в следующих тестах мы рассмотрим различные варианты жилетов. Как мы писали выше, опытному дайверу практически всё равно, в чём плавать. Правильным подбором грузов и их мест размещения он может добиваться вполне приличной плавучести.

Кроме того, вариант крыла со стальной спинкой тяжелее, чем простой жилет – только спинка весит около 2.5 кг, тогда как жилет «без наворотов» весит 3-4 кг.

Что же касается многочисленных мифов о неудобности и опасности крыла для начинающих дайверов – то наш тест развенчал все эти мифы. Отсюда наш совет при выборе типа компенсатора – DivePlanet  для рекреационного дайвинга рекомендует маленькое однобалонное крыло. А уж какая вам подвеска нравится – металлическая спинка или мягкая, решайте сами
 

С уважением, Сергей Андреев

и команда DivePlanet


Возврат к списку


© DivePlanet 2022