Юрий Касьян, Геннадий Самохин
2191 метр - это новый рекорд в спелеологии. В конце лета 2007 года в Крубере-Вороньей (Абхазия) достигнута самая глубокая точка в естественных пещерах планеты. Это произошло в ходе 12-й экспедиции Украинской спелеологической ассоциации под руководством Юрия Касьяна, в которой участвовали 60 спелеологов из 5 стран и 20 городов.
Историческая справка
В 1960 г. Экспедицией Института Академии наук Грузии в долине Орте-Балаган в средней части Гагринского хребта на высоте 2250 метров была найдена вертикальная шахта глубиной 60 м, спустившись в которую, грузинские спелеологи обследовали 75-метровый меандр и уперлись в непроходимую узость. Пещере присвоили имя Александра Крубера, известного русского географа начала XX века, пионера исследования пещер на территории Российской империи. После этого пещера не исследовалась более 7 лет.
В 1968-1969 гг. на плато работали спелеологи из Крастоярска и Новосибирска, которые повторно открыли пещеру и, не зная о работах грузинских спелеологов, присвоили ей имя Сибирская.
В начале 1980-х годов в Абхазии советские спелеологи проводили интенсивные поиски и исследования карстовых образований, в результате которых были открыты десятки пещер. С 1982 по 1987 годы в пещере Крубера постоянно работали киевские спелеологи, достигшие глубины 340 м. Тогда же они почему-то дали ей имя Воронья. Так как в других пещерах было легче спускаться в недра земли, исследования пещеры Крубера были приостановлены. К исследованию пещеры вернулись лишь в 1999г., когда в давно обследованной пещере была найдена новая ветка.
С 1979 года глубинный рекорд мира оставался за пещерой Жан-Бернар во Французских Альпах. Французы довели ее общую глубину до 1602 м. В 1998 г. Рекорд перешел к пещере Мирольда (1610 м). Вскоре всех опередила Лампрехтсофен (1632 м) в Австрийских Альпах.
В сентябре 2000 года спелеологи достигли в Крубера-Вороньей глубины 1410 метров. В новой экспедиции 3-4 января 2001 г. – 1430 м. 5 января пала отметка 1580 м. В ночь с 5 на 6 января 2001 г. Достигнута глубина 1680 м. После обработки материалов топографической съемки глубина пещеры была определена в 1710 метров. Работа двух поколений советских спелеологов, усилия многих экспедиций, увенчались успехом. Последнему залу, находящемуся на рекордной глубине, дали имя Советских спелеологов. Пещера Крубера-Воронья возглавила мировой спелеологический кадастр глубочайших пещер мира!
Горный массив Арабика – один из крупнейших в известняковой полосе Западного Кавказа. Массив сложен верхнеюрскими и нижнемеловыми известняками и интенсивно закарстован. Его поверхность изобилует многочисленными карстовыми воронками, колодцами и шахтами. В результате активных спелеологических исследований 1980-х годов здесь открыто и изучено несколько сотен вертикальных полостей. Тогда же были исследованы две карстовые системы (Арабикская – 1110 м и Жовеквары – 1240 м), которые вошли в число глубочайших пещер мира. Пещера Крубера тогда же была исследована до глубины – 340 м. В конце 1990-х – начале 2000-х годов к ним прибавились еще три грубоких пещеры – Дзоу (1903 м), Сарма (1543 м) и Крубера . Последняя в 2001 г. Стала глубочайшей пещерой мира (1710 и), а в 2004 г. – первой на планете пещерой глубиной свыше 2000 м (была пройдена отметка 2080 м). Атмосферные осадки, выпадающие на поверхность массива, быстро поглощаются многочисленными трещинами, воронками и колодцами и движутся по пещерным системам к нижним гидродинамическим зонам, а затем – к источникам у подножий массива, где выходят на поверхность. На периферии Арабики имеется несколько крупных карстовых источников, Гегский водопад, Голубое озеро, Репроа, Холодная речка, а также источники в Гаграх. В район Гантиади имеются очаги подводной субмариной разгрузки подземных вод, расположенные на дне моря в 20-50 м от побережья. В прибрежной полосе карстовые воды вскрыты буровым скважинами на глубинах в сотни метров ниже уровня моря.
Хроника экспедици
Начиная с 2001 года, каждая экспедиция в Крубера-Воронью приносила достижения мирового уровня – за 6 лет в итоге пройдено 480 метров. То, о чем могли только мечтать спелеологи, осуществилось. На планете появилась пещера глубиной более двух километров. Эти два километра не вымощены прямой лестницей – для прдолжения исследований применяются все возможные варианты
- восхождения вверх, расширения узостей и выход в объемы за ними. И, конечно, подводные погружения, так как нижние этажи полностью или частично затоплены, сифоны преграждают путь все чаще. Если раньше погружения в глубоких пещерах носили единичный характер, то сейчас все больше спелеологов берут на вооружение подводную технику.
Начиная с 2001 года, каждая экспедиция в Крубера-Воронью приносила достижения мирового уровня – за 6 лет в итоге пройдено 480 метров. То, о чем могли только мечтать спелеологи, осуществилось. На планете появилась пещера глубиной более двух километров. Эти два километра не вымощены прямой лестницей – для прдолжения исследований применяются все возможные варианты- восхождения вверх, расширения узостей и выход в объемы за ними. И, конечно, подводные погружения, так как нижние этажи полностью или частично затоплены, сифоны преграждают путь все чаще. Если раньше погружения в глубоких пещерах носили единичный характер, то сейчас все больше спелеологов берут на вооружение подводную технику.
Сифоны бывают разные, разным бывает и кейв-дайвинг. Во Франции ты плывешь в огромных галереях с теплой, кристально чистой водой, проложенными ходовиками, расставленными указателями. В кавказских пещерах ты протискиваешься в холодной, мутной, узкой щели. Язык не поворачивается назвать это кейв-дайвингом, но именно этим мы и занимаемся.
Сейчас путь на дно Крубера-Ворнья преграждают 5 сифонов и без соответствующего снаряжения не обойтись. Для того, чтобы к донному сифону пришли 3 человека, понадобится месяц времени, работа группы поддержки из 50 человек, гора снаряжения и море энтузиазма. За 7 дней работ в донной части тремя подводниками сделано 75 погружений в сифоны, насквозь пройдено три новых сифона и в трех сифонах запланировано пройти еще дальше.
8 августа команда собирается в поселке Цандрипш в Абхазии. Участники из Англии, Молдавии, Белоруссии, России и Украины – огромная пестрая группа людей, едущих в экспедицию с одной целью – поработать в глубочайшей пещере и внести свою частичку в ее исследование.
Два дня на закупки продуктов, газа, бензина – и 10 августа два «Урала» забрасывают нас и груз в долину Орте-Балаган, где находится вход в пещеру. Еще два дня на разбивку лагеря, перенос груза (от машины до лагеря час хода пешком), и начинается подземная часть.
С 12 августа все способные ходить по веревке ежедневно делают выходы в пещеру – заброска груза на глубину 500 метров. Для работы на большой глубине нужна пирамида – 60 мешков на 500 метрах превратятся в 10 мешков на дне – большая часть уйдет на обеспечение группы поддержки.
15 августа вниз уходит первая пятерка – более 20 дней она будет работать без выхода на поверхность. Главная задача – погружение в донный сифон «Два капитана».
24 августа Геннадий Самохин делает первое погружение, через два дня работа в сифоне закончена – ниже на обыкновенном воздухе пройти невозможно.
9 сентября – последние участники поднимаются на поверхность.
Вот такой кейв-дайвинг – месяц работы ради нескольких десятков метров.
Монолог кейв-дайвера Самохина
Заброска к сифону «Два Капитана» прошла легко. Сифон «Квиточка» стал как родной – три метра глубины при длине в 12 вызывает улыбку у опытных дайверов. Но каждый день с грузом в полном спелеоснаряжении, туда-обратно, а за ним спуск еще на 200 метров по веревке. Пренебрегая традициями, ходили через «Квиточку» с одним 4-литровым баллоном, оставляли его сразу за сифоном и забирали на обратном пути. Очень увлекательно протаскивать вещи, запакованные в гермомешки. Особо никто не заморачивался с компенсированием плавучести, поэтому под водой ползли, упираясь ногами в потолок, и тащили по потолку транспортники. Забавное зрелище. С баллонами проще. В первый же день принесли к донному сифону две «семерки» по 270 атмосфер. Ощущение совершенно рядового события. Порадовались низкому уровню воды, шутки, приколы. Пока переодевался в гидру, два Юры собрали систему с баллонами, нацепили на меня всякие железяки и фонарики.
Первое погружение – вода прозрачная, видимость метра два. Срезу начались проблемы с ушами, но потом отпустило. Разогнался, по ходовику плывется в удовольствие. Прохожу знакомые места. Прошлогоднее сужение на 14 метрах проплыл легко и без заминки. Но не смог удержаться, остановился посмотреть, где это я так боролся год назад. Мдаа, с мешком за плечами пройти было без шансов. Сменил регулятор, пошел дальше. Глянул на компьютер – 17 метров, по инерции плыву вперед. Прошлогодний ходовик закончился, аккуратно завязан за камень. Подвязал свой ходовик, в тем временем регулятор все больше вставал на свободную подачу. Вроде не сильно, но нервирует. Дышу пока из него. Подвсплыл со дна, чтобы меньше мутить. Ход из плоского и широкого перешел в вертикальный изгиб – меандр. Тискаюсь боком, «самолетиком». Никак. Воздух из регулятора бурлит, плохо видно. Еще попытка пролезть по потолку – не получается. Чуть сдал назад, развернулся и завязал ходовик за камень на дне. Глубина 24 метра. Пошел обратно. В лагере посчитали глубину пещеры – крюк у сифона 2144 м, вода ниже на метр и погружение 24. Выходит 2169 метров.
На завтра планируем втрое погружение. Пойдет Юра Евдокимов. Из лагеря взяли одну «семерку» на 280 очков. Захватил кувалду, которой в прошлом году Витя Гриценко мужественно расширял узости в этой шкляве. Изобретательный Юра Евдокимов решил в конце хода, перед сужением на 24 метрах забить спит и навинтить ухо. Мы с Касьяном в меру сил помогаем Юре собраться. Кроме обычного подводного снаряжения на Юру нацепили мешочек с шлямбурным набором и кувалдой. Очень хотелось, чтобы Юра пошел дальше и глубже! Непривычное ощущение ЖДАТЬ. Представляешь чувства Касьяна, отправляющего нас «поплескаться»… Невольно начинаешь
заводить разговоры о количестве воздуха и времени погружения. 33 минуты. Всплывает Юра. Глядя на его искаженное лицо, мы подбегаем к нему. Юра сбивчиво и беззлобно ругается. Поняли только, что сифон идет вниз, глубина 35,8, и не досидел декомпрессию. Схватил баллоны и пошел на три метра посидеть минут десять.
Евдокимов просто монстр! Воздуха осталось минимум, но он прошел сужение и пещера продолжается! Юра немного уставший. Мы с Касьяном суетимся вокруг него, снимаем железки и фонарики. Отправляем налегке наверх, все-таки до лагеря 180 метров перепада по вертикали. А мы с Касьяном три пустых баллона понесли в лагерь «Ребус» (1960м).
В лагере вечерний совет. Решено завтра сделать последнее погружение. Изх оагеря берем три «семерки». Суеверно не проверяем количество воздуха. Протаскиваю через «Квиточку» мешок с гидрой и вторым изотермиком, упакованным в гермомешок. С той стороны улыбающийся Касьян снимает видео про дайверов. Он пропускает меня вперед. Не торопясь спускаюсь к сифону «Два Капитана». Пока переодеваюсь, подходят оба Юры с баллонами. Беру с собой три 7-литровых баллона по 280-290 атмосфер. Два по бокам, один в руках. Последняя проверка – вроде все в норме. Вот только оба компьютера в один голос ругаются, что погружаться сегодня нельзя. Проговариваем обязательные декомпрессионные остановки на 9, 6 и 3 метрах.
Заползаю в сифон. Что-то не то. Никак не могу обжаться и утонуть. По потолку прошкрябал до метровой глубины. Тут меня осеняет – забыли вложить груза в карманы! Вернулся. Все посмеялись. Накидали свинца – и вторая попытка. Наверное, так и должно быть. Первое погружение было необходимо для разныривания! Теперь шел вниз, как к себе домой. До конца своего ходовика доплыл плавно и быстро. Метрах на 15 переключился на баллон,
который нес в руках. Душел до своих 24 метров, дальше по низу меандра проплыл «самолетиком». Узости даже и не заметил. Метров через 15 по ходовику и 3 метров глубины вертикальный меандр опять перешел в разряд обычного сифонного канала округлого сечения. С глубиной вода более прозрачная, видно на 4-5 метров. Труба с небольшими куполами уверенно идет вниз на 34 метра.
Натыкаюсь на две сумочки с ходовиком и шлямбурным набором с кувалдой. Ход широкий, 2,5 метра и такой же высоты. Вода прозрачная как в фильме про дайверов! Юра меня нацелил на однозначное прохождение сифона. Планирую над дном до 37 метров… и чуть не врезаюсь в стену! Смотрю по сторонам – замуровали, демоны! Хода нет ни вперед, ни вправо, ни влево. Радостно ёкает сердце – перегиб! Начинаю вертикально всплывать. В голове проносятся мысли о расчете воздуха на возможный выход на ту сторону. Уже решено, всплываю! Поднялся на шесть метров… и потолок. Купол. Только мои пузырьки воздуха переливаются. Бред! Не может такого быть! Осматриваюсь. Точно. Метром ниже небольшое окно в виде эллипса. Заползаю в этот проходик. Пару метров горизонтали и подо мной колодец. Чистый, мытый и глубокий. Сперва показался широким. Для подстраховки разворачиваюсь ногами вниз. Не так уж и просторно! Метра три приходится
постоянно поправлять баллоны, чтобы они помещались по диаметру ходы. И тут колодец распахнулся! Планирую вниз. На 43 метрах почувствовал дно. Уклон градусов 50. На 45 метрах ход выполаживается, диаметр около 2 метров. Медленно и степенно завязываю ходовик за камень на дне. Сдышал 240 атмосфер. Пора наверх.
На выходе из колодца, в окошке, регулятор от баллона в руках проваливается в щель. Приходится побороться минутку, вызволяя редуктор. Смотрю – ходовик идет вниз. Вот незадача! Совсем забыл, ведь надо опускаться на отметку 37 метров. Утыкаюсь в сумочку с пробойником, оставленную Юрой на 34 метре. Выкладываю кувалду – не пригодилась! В одной руке две сумочки, в другой баллон.
На 30 метрах небольшое сужение, разворачиваюсь «самолетиком» и въезжаю в ходовик. Запутался, несколько минут выковыриваюсь из ходовика – получилось. Проплываю пару метров. Сознание совсем прояснилось. Пора менять регулятор. Начинаю искать – не получается. Ход неширокий, лежу боком, немного согнувшись. Распрямиться не удается. Начинаю методичные поиски регулятора по шлангу от баллона. Первый шланг – манометр. ОК! Веду рукой по другому шлангу – другой манометр! Но у регулятора всего один манометр! Третий шланг – штуцер поддува. Ведь поддув от этого баллона должен быть пристегнут к моей гидре! Да уж… Так не получится, слишком много шлангов, баллонов и мешочков в небольшом объеме. В конце концов, все нашел. Облегченно вздохнул. Пока боролся с манометром, намотал на себя целую жменю ходовика. Еще несколько минут разбирался со всеми петлями.
Долгожданные 9 метров. Минута декомпрессии. Начал замерзать. Протек по стравливающему клапану. Шесть метров – отсидел 3 минуты. На 3 метрах, по нашим расчетам, надо минут 15, компьютер молчит, показывает только глубины. Замерз, не досидел. Вышел раньше. Погружение длилось 60 минут. Оба Юры облегченно вздохнули.
180 метров подъема до «Ребуса» шел налегке, без мешков. Зато парням досталось по полной. В лагере много горячего сладкого чая и потом день отдыха на выведение азота. Пока отдыхал, Евдокимов поплавал в грифоне «Эль-Сифон». При погружении он чистый и красивый, как во Франции.
На следующий день перебрались в лагерь «1640», глубина 1640 метров. Грамотно спланировали поднос баллонов с лагеря «1400» и на следующий день пошли в сифон «Голубое озеро». Еще четыре дня погружений – и мы находим обещающее продолжение новой ветки. Нужно работать здесь дальше, не это уже в следующем году. Пока есть возможность погрузиться глубже, Крубера-Воронья продолжается. Мы будем нырять за новыми глубинами и результатами. До уровня моря осталось всего 60 метров…
Юрий Касьян
Геннадий Самохин
Юрий Евдокимов
Фото: Юрий Касьян
Материал был впервые опубликован в журнале "Предельная Глубина"