Подводное фото - NEW
Подводное фото недели
Наземное фото недели
Случайное фото
Поиск по сайту

Тистлегорм (Thistlegorm)

Расположен:
Пролив Губал, в 31 км к западу от Рас Мохаммед, в 50 км от Шарм эль-Шейха
Глубина:
30 м

История корабля

Предназначенный для перевозки военных грузов, Тистлегорм, в переводе «голубой чертополох», был построен в 1940 г. для Королевских ВМФ Великобритании. Он имел длину 126 м, ширину 17 м, и развивал скорость 10 узлов. Трёхцилиндровый паровой двигатель имел мощность 1860 лошадей. В свой последний поход корабль отправился в мае 1941 г из Глазго, Шотландия. Его груз включал в себя винтовки, мотоциклы, бомбы, противотанковые мины, грузовики, два лёгких танка Bren Carrier MK II, два локомотива, генераторы, запчасти, лекарства и покрышки. Германские войска контролировали Средиземное море, поэтому для доставки груза порт Александрия был выбран более безопасный маршрут вокруг Африки через Суэцкий канал.

Ожидая возможности пройти через Суэцкий канал (временно перекрытый подорвавшимся на германской мине кораблём), корабль встал на якорь в проливе Губал. Четвёрка немецких бомбардировщиков Хенкель-111 атаковали британский конвой в ночь с 5 на 6 октября 1941 г. Они возвращались с задания на свой аэродром на острове Крит, и хотели сбросить неиспользованные бомбы. Две из них попали в склад №4, где находились боеприпасы. Чудовищной силы взрыв разорвал надвое корабль, высоко в воздух взлетели 2 локомотива весом более 120 тонн каждый. Корабль затонул всего за 20 минут. Самолёты шли низко над водой на большой скорости и не дали никаких шансов артиллеристам и пулемётчикам. Большинство из них погибли при взрыве, так как ночь была тёплая, и они спали на палубе. Оставшиеся в живых члены команды погрузились в единственную уцелевшую шлюпку и во главе с капитаном были спасены находившимся неподалёку кораблём королевских ВМФ Великобритании «Carlisle». Моряки этого корабля в ужасе смотрели на взрыв, на летящий в их направлении локомотив. Погибло 9 моряков, 40 были спасены.

В 1950-х годах на картах было указано приблизительное местонахождение корабля как объекта, который может представлять угрозу навигации. Жак Кусто на своей яхте «Калипсо» с помощью эхолота и кабины подводного наблюдения обнаружил Тистлегорм в 1955 г.

«Мы навели свет на сверкающий розовыми кораллами судовой колокол. Дюма соскрёб жемчужницу, кораллы, губки, и появилась надпись «MY Thistlegorm, Glazgow» - писал Кусто в книге «Живое море». Он не сообщил общественности точные координаты корабля, и поэтому лишь после 1992 г, когда он был вновь открыт, Тистлегорм стал одним из самых популярных в мире затонувших кораблей. Кстати, не просите гида показать упомянутый в книге судовой колокол – этот колокол, один из мотоциклов, а также сейф капитана Жак Кусто поднял на борт «Каллипсо» в качестве сувениров.

Один из самых популярных среди дайверов затонувший корабль (рэк). Степень сложности погружения в значительной мере зависит от погодных условий. В тихую, спокойную погоду не нужно обладать большим опытом, чтобы спуститься вдоль каната на палубу корабля, осмотреть палубные надстройки и помещения первого уровня. Но такие условия в этом регионе – скорее исключение из правил. Волнение на море и, зачастую очень сильные течения могут осложнить погружение. Поэтому минимально необходимые требования к дайверам для погружения на Тистлегорм – это AOWD (Advanced Open Water Diver) 20-30 зарегистрированных погружений, опыт плавания в течениях и отсутствие проблем с плавучестью.

Когда грузовой корабль британского ВМФ, Тистлегорм был атакован немецкой авиацией, бомбы попали в склад амуниции. Взрыв был настолько силен, что стоявшие на палубе локомотивы подбросило в воздух, и они, отлетев на расстояние 30 м, затонули. Корабль взрывом был разорван на 2 части. Носовая часть корабля сохранилась лучше, с неё обычно и начинается погружение. На палубе бросаются в глаза 2 смятые давлением железнодорожных цистерны. За погрузочными люками находятся капитанский мостик и каюта капитана – одно из самых популярных мест на рэке. Те дайверы, которые уже успели сняться на унитазах рифа Shark & Iolanda, чувствуют настоятельную потребность сфотографироваться теперь в ванне капитана. Но прелесть каюты не только в ванной. Если находиться углу кабины, то она превращается в волшебное зазеркалье – освещённый прямоугольник входа отражается в зеркале из собравшихся под потолком пузырьков выдыхаемого дайверами воздуха. Игра света, тени и отражений приводит к тому, что через некоторое время теряется ощущение верх/низ, пятна света не отличить от их отражений и даже рыбы начинают плавать нестандартно – по диагонали каюты – очевидно, тоже запутавшись.

Первым эту картину наблюдал, очевидно, Жак Кусто. Он пишет в своей книге «Живое море»: «В задней переборке был ход в каюту капитана. Мы остановились в нерешительности, будто дети у входа в дом с привидениями. В обоих помещениях царил полный беспорядок. Среди густой тины лежали обломки фарфоровой посуды с флагом владельца и почерневшее столовое серебро, кругом были разбросаны бутылки. Пузырьки воздуха из лёгочного автомата собирались наверху, и получилось кривое колышущееся зеркало, искажавшее наши черты»

К сожалению, скапливающиеся в полостях корабля пузырьки воздуха значительно ускорила коррозию металла. Пара десятков дейли-ботов из Шарм эль-Шейха и три-четыре сафари-бота – такая флотилия, к сожалению, не редкость у этого популярнейшего из рэков. По подсчётам специалистов, доход от посещения дайверами Тистлегорма превышает доход от посещения туристами пирамиды Хеопса. Но степень ухудшения его состояния настолько очевидна, что введение мер по ограничению посещения рэка не заставили себя долго ждать. В ноябре 2007 г. начались проводимые HEPCO работы по организации точек парковки для ботов и по просверливанию отверстий для выхода скопившегося воздуха из корпуса корабля

Средняя часть корабля полностью разрушена взрывом. На дне между носовой и кормовой частями, на глубине 27 м, можно увидеть остатки военной амуниции и бомб, а также два британских танка марки Bren Carrier MK II. Один из них перевёрнут, другой лежит на боку, в остальном они неплохо сохранились. Неподалёку отсюда, с левой стороны от корабля на песчаном дне покоится один из локомотивов.

Кормовая часть интересна сохранившимся зенитным орудием со стволом 4.7 дюйма (11.9 см). Рядом – 40-мм зенитное орудие. Ниже, на глубине 30 м, можно увидеть винт корабля.

Обычную дневную программу из двух погружений на Тистлегорм организовывают таким образом, что во время одного из погружений проводят внешний осмотр корабля, а второе погружение посвящают исследованию содержимого его трюмов. И здесь есть что посмотреть, только список видов снаряжения может составить несколько страниц. Это как большой армейский склад, в некотором беспорядке после взрыва и к тому же находящийся на дне моря. Это прекрасно сохранившиеся мотоциклы, джипы, грузовики, электрогенераторы, ящики винтовок, сапоги, автомобильные покрышки, запасные части к самолётам и т.д. и т.п.

Но во время погружений на Тистлегорм есть на что посмотреть и любителям морской флоры и фауны. Фактически искусственный риф, к тому же с таким огромным количеством укрытий, корабль очень популярен и у постоянных морских обитателей как место для встреч в брачный период и для выведения молодняка. К ним присоединяются, и любители этим молодняком перекусить, за ними подтягиваются и более крупные хищники. Опускаясь на корабль, дайверы часто попадают в облако фусильеров (Полосатый цезий, Stripped fusilier), при этом верх палубы и палубные надстройки – любимое место засад и охоты у рыб-крокодилов и крылаток. Во внутренних помещениях постоянные обитатели – смуглые большеглазы (Dusky sweeper), карликовые стеклянные рыбки (Pigmy Sweeper). И внутри, и снаружи корабля парами прогуливаются Бэт-фиши (Длиннопёрый платакс, Longfin batfish), поодиночке - рыбы-ангелы. В голубой воде у корабля патрулируют барракуды, временами проплавают крупные тунцы.

Диапазон глубин, на которых находится корабль, позволяет применить найтрокс, что позволит увеличить время на осмотр корабля и сократит время декомпрессии. При том, что в рекреационных погружениях рекомендуется не превышать бездекомпрессионные лимиты, надо быть готовым к тому, что после погружения на Тистлегорм, придётся провести несколько минут под ботом на глубине 3-6 м, держась за канат и любуясь панорамой затонувшего корабля, стаями рыбы и игрой солнечных лучей вокруг.

Текст и фото – Рянский Андрей



Возврат к списку

© DivePlanet 2022