Расположен:.jpg)
Судан, на выходе из гавани Порт-Судана
Видимость:
15-20 м, временами ухудшается до 8-12 м
Глубина:
Верхняя часть палубы касается поверхности, винты на 18 м, нижняя точка – 36 м
История:
30 декабря 1911 года, построенная на верфи «Rieherst Schiffswerks» в Гамбурге, Умбрия была спущена на воду как «Бахья Бланка». Два шестицилиндровых двигателя позволяли развивать скорость в 14 узлов. Имея зарегистрированное водоизмещение 10.076 тонн, она была грузопассажирским кораблём, способным перевезти более 2.000 пассажиров и 9.000 тонн груза. Размеры корабля 153.4 х 18 м.
В 1912 г. «Бахья Бланка» начала обслуживать маршрут Гамбург – Америка (Аргентина) и добросовестно трудилась на нём до начала первой мировой войны, когда она была интернирована в Буэнос-Айресе и стала собственностью правительства Аргентины.
Мирный этап карьеры завершился в 1935 г.: она была куплена Итальянским правительством, переименована в «Умбрию» и перестроена в корабль для перевозки войск. За следующие 2 года она перевезла тысячи солдат и офицеров к различным колониям в Восточной Африке, до того как была наконец продана пароходству Триеста «Triestino Line» в 1937 г. Затем её использовали на маршрутах между Италией и портами Красного моря.
Последний маршрут
Утром 10 июня 1940 года капитан итальянского грузового корабля «Умбрия» Лоренцо Мусан слушал радио. Он делал это каждое утро уже много лет подряд. Но последние семь дней прослушивание новостей превратилось для Лоренцо в ожидание приговора. Это был приговор мировой истории кораблю, оказавшемуся в ненужное время в ненужном месте. Сообщение о катастрофе, о которой все знали заранее, должно было поступить со дня на день. И капитан приготовившегося к смерти корабля крутил ручки радиоприёмника, ловя нужную радиостанцию, невольно следя глазами за пушками своего палача – английского линейного корабля королевского флота «Лиэндер».
Навстречу собственной смерти Умбрия двинулась в мае 1940 г. Капитан Лоренцо Мусан лично контролировал погрузку различных военных грузов в портах Генуи, Ливорно и Неаполя – Италия готовилась к войне. В обстановке секретности, на Умбрию были погружены 360 000 бомб, 60 ящиков детонаторов и другие припасы в количестве 8 600 тонн.
Третьего июня 1940 г. она прибыла в Порт-Саид. Хотя вступление Италии в войну ожидалось со дня на день, технически страна оставалась нейтральной и всё, что мог сделать британский королевский флот – это задержать корабль до того, как его смертоносный груз достиг вражеских сил. Шестого июня Умбрии наконец разрешили продолжить путь.
Но её теперь сопровождал корабль королевского флота «Гримсби» и 9 июня, вблизи Порт-Судана, Гримсби вынудил Умбрию встать на якорь. Линейный корабль
королевского флота «Лиэндер» появился позднее и высадил на Умбрию десант из 20 моряков, которые обыскали корабль на предмет контрабанды и остались ночевать на нём. Намерения их были недвусмысленны – захватить корабль с огромным количеством вооружений в день официального начала войны. Утром 10 июня, капитан Лоренцо Мусан слушал радио и стал единственным человеком на борту, узнавшим о вступлении Италии в войну. Под самым носом британских солдат, ему удалось затопить корабль.
Часть городского населения в панике бежала из города, когда стало известно о затоплении корабля со столь смертоносным грузом. И эта паника не была безосновательной. После войны группа британских специалистов - взрывотехников установила, что в случае взрыва половина Порт-Судана может исчезнуть с лица земли. Это вероятность нельзя полностью исключить и в наши дни.
Умбрия находится в том самом месте, где она впервые коснулась морского дна – на рифе Вингейт со стороны порта. Нос корабля на 36 метрах – это самая глубокая его часть, а корма лежит на песке примерно на 30 м. Самая мелкая часть – в районе мостика, где шлюпбалки касаются поверхности воды. Никто не пытался поднять ни корабль, ни его груз.
Ханс Хаас однажды описал этот рэк как «лучший рэк в мире» и многие специалисты с ним согласны. Корабль находится в защищенной от волн и течений гавани, с внутренней стороны рифа, что в немалой степени способствует его сохранности.
Исчезла только деревянная палуба, но полностью сохранившийся огромный корпус корабля предоставляет дайверам огромные возможности для изучения. Теперь корабль стал ещё и частью рифа и оброс мягкими и твердыми кораллами. Осталось добавить, что он населён огромной и разнообразной рыбной популяцией. Стаи луцианов – постоянные спутники дайверов внутри корабля. Рыбы-дрозды, попугаи, бабочки, всех цветов и размеров встречают вас снаружи. И над всеми ними, у самой поверхности воды, регулярно патрулирует окрестные воды гигантская барракуда, которая совершенно не боится дайверов и подходит на расстояние до метра.
Все части корабля, включая 360.000 бомб легко доступны для осмотра. В носовой части якорная цепь выходит из люка и исчезает внизу. Оба якоря были спущены, когда корабль затонул, и находятся в 200 метрах впереди рэка. В передней палубе открыт доступ к трём грузовым отсекам. Главная мачта была между 1-м и 2-м из них, теперь сломана и лежит на дне. Рамные металлоконструкции палубы всё еще удерживают корабль. Вместе с отсутствием верхних перекрытий это даёт возможность максимально лёгкого проникновения ко всем грузовым отсекам.
Внутри отсеков №1 и №2 находятся бомбы, детонаторы, самолётные покрышки, большие кувшины, упакованные в сено, большое количество всё ещё запечатанных
деревянных ящиков. В третьем отсеке сформировалась стена из мешков с цементом. Тут же – остатки автомобилей Фиат 100 Лунга. Это целый гараж, который, тем не менее, часто пропускают дайверы среди огромных внутренних пространств корабля.
Далее дайвера встречает жилой отсек с остатками мостика. Этот участок сильнее всего пострадал с момента затопления. Как и везде на корабле, деревянные конструкции быстро сгнили в кипящих жизнью тёплых тропических водах и превратили мостик в развалины, за которыми труба, как и центральная мачта, покоится на дне моря.
Внутри центрального отсека также есть на что посмотреть. Здесь общие помещения, многочисленные каюты, проход в моторный отсек – полностью закрытый, без всякой подсветки естественным светом. За двумя гигантскими двигателями уходят в корму оси винтов. Здесь же и полностью оборудованная мастерская.
Вернувшись из моторного отсека и проплывая дальше в сторону кормы, дайвер видит два оставшихся грузовых отсека, в которых хранится большинство из 360.000 бомб. Задняя мачта также лежит на дне. Внутри отсеков – ровными рядами сложены тысячи авиабомб, над ними лежат детонаторы, запасные части и снаряды большого калибра для корабельных орудий. Это единственное место в мире, где можно проплыть внутри арсенала такой разрушительной силы!
Кормовой отсек – ещё одна действительно прекрасная и хорошо сохранившаяся часть корабля – вплоть до поручней и швартовочных тумб. Прекрасно сохранился один из винтов, доступный для наблюдения на глубине всего 15 метров. Второй винт захоронен в грунте. Прозрачность воды в полтора-два раза ниже, чем на большинстве суданских дайвсайтов – сказывается близость порта.
Текст и фото - Андрей Рянский
.jpg)
.jpg)
.jpg)

А вот оригинальный взгляд на этот же корабль фотографа Олега Герасимова - (далее текст и фото его)
"Корабль лежит с креном на левый борт, а шлюпбалки правого борта выглядывают из воды и служат хорошим ориентиром при плани- ровании погружения. Изучение
корабля решено было начать с кормы. Корма сохранилась очень хорошо. Даже поручни и кнехты остались на своих местах и предоставляют фотографу огромное разнообразие подводных сцен. Все зависит только от образов и замыслов, возникающих в голове у автора. После осмотра и изучения кормы плавно перешли к винтам. Один из винтов находится глубоко в песке, зато второй полностью, во всей своей красе предстал перед нами. Осмотрев его и сделав несколько снимков своего бадди на фоне винта, мы перешли к исследованию содержимого корабля. Следует отметить, что все части корабля легко доступны для осмотра и проникновения. В трюмах лежат бомбы, детонаторы и покрышки. В другом трюме мы обнаружили целую груду мешков с цементом. Рядом расположен небольшой автопарк состоящий из трех автомобилей Fiat-100, покрытых слоем осадков, но все еще в превосходном состоянии. На некоторых машинах сохранились даже стекла, фары и хромирование! Совет фотографам, постарайтесь пробраться к машинам первыми или договоритесь с товарищами, чтобы они набрались терпения и подождали, пока вы сделаете снимки. Иначе любой неосторожный взмах ласты надолго поднимет муть и испортит вам прекрасные кадры.
Очень красиво смотрятся обросшие кораллами шлюпбалки и якорные цепи, уходящие в глубину. Я сделал несколько снимков дайвера на фоне носа корабля и отданных якорных цепей. Сразу стали видны мощь и размер корабля, красивые обводы которого четко выделяются на переднем плане, на фоне воды и плавно исчезают с увеличением расстояния.
И наконец, одно из самых красивых мест на «Умбрии», по моему мнению – это верхние помещения, мостик и рубка. Они достаточно близко расположены к поверхности воды, что позволяет лучам солнца проникать внутрь и создавать удивительную игру теней и света. Когда я впервые заглянул в одно из помещений, я замер от восторга, и долго любовался нетронутой красотой, не решаясь продвигаться дальше. В полумраке помещения, сквозь иллюминаторы и разные отверстия, как кинжалы пронзали полумрак солнечные лучи, создавая нереальные образы. Вода была настолько прозрачна, что ее было практически незаметно!
Возвращаясь с погружения, все были очень довольны увиденным и по всеобщему мнению, было решено остаться около «Умбрии» на весь день и вечером сделать на нем ночное погружение. Кстати ночное погружение мне менее понравилось, чем днем. То ли света было недостаточно, то ли я постоянно боялся поцарапать свое акриловое покрытие на боксе, но такого удовольствия как от дневных погружений я ночью не получил. Но это мое личное впечатление, потому что я знаю людей, которые остались им очень довольны и получили массу впечатлений.
Анализируя все увиденное, могу сказать прямо, «Умбрия» действительно очень красивый, хорошо сохранившийся, легко доступный и не разграбленный рэк. Расположение его в тихом и спокойном месте способствует его целостности. А близкое расположение к поверхности воды отлично освещает корабль, и создает поистине фантастические картины.
.jpg)
.jpg)
.jpg)
.jpg)
.jpg)
.jpg)